3. Ссылки и уникальные атрибуты

Следующая часть вашего приложения для онбординга - это управление отделами.

Новый сотрудник принадлежит к Отделу (Department). Каждый отдел имеет уникальное название и ссылку на HR-менеджера.

В этой главе вы создадите:

  • Сущность Department со ссылкой на User.

  • Таблицу базы данных с внешним ключом и уникальным ограничением.

  • CRUD-экраны, включающие UI-компонент для выбора связанной сущности.

Создание сущности Department

Сущность Department имеет уникальный атрибут name и атрибут hrManager, который является ссылкой на сущность User:

references diagram

Если ваше приложение запущено, остановите его с помощью кнопки Stop (suspend) на главной панели инструментов.

В окне инструментов Jmix нажмите New (add) → JPA Entity, как вы делали в предыдущей главе. В диалоговом окне New JPA Entity введите Department в поле Class и установите флажок TraitsVersioned:

create entity 1

Нажмите на кнопку OK.

Студия создаст класс сущности и откроет дизайнер сущностей:

create entity 2

Создание уникального атрибута

Давайте добавим атрибут name к сущности.

Нажмите Add (add) на панели Attributes. В диалоговом окне New Attribute введите name в поле Name и установите флажок Mandatory:

create entity 3

Теперь давайте определим уникальное ограничение для столбца NAME в базе данных. Это гарантирует, что не будет отделов с одинаковым названием.

Перейдите на вкладку Indexes в нижнем части дизайнера и нажмите New Index (add) на панели инструментов Database Indexes. Studio добавит строку в список индексов:

create entity 4

Выберите NAME в списке Available attributes и щелкните arrow right на панели инструментов, чтобы переместить атрибут в список Selected attributes.

Установите флажки Unique и Constraint в строке индекса и измените имя на IDX_DEPARTMENT_UNQ_NAME:

create entity 5

Если вы переключитесь на вкладку Text в дизайнере сущностей, вы увидите уникальное ограничение, добавленное к аннотации @Table:

@JmixEntity
@Table(name = "DEPARTMENT", uniqueConstraints = {
        @UniqueConstraint(name = "IDX_DEPARTMENT_UNQ_NAME", columnNames = {"NAME"})
})
@Entity
public class Department {
    // ...

Используя эту аннотацию, Studio добавит уникальное ограничение для таблицы базы данных в файлы Liquibase changelog.

Создание ссылочного атрибута

Теперь создайте ссылку на HR-менеджера отдела.

Нажмите Add (add) на панели Attributes. В диалоговом окне New Attribute введите hrManager в поле Name. Затем выберите:

  • Attribute type: ASSOCIATION

  • Type: User

  • Cardinality: Many to One

create entity 6

Нажмите на кнопку OK.

Вы можете найти новый атрибут и на вкладке Text:

@JoinColumn(name = "HR_MANAGER_ID")
@ManyToOne(fetch = FetchType.LAZY)
private User hrManager;

Кроме того, аннотация @Table в заголовке класса теперь определяет индекс для столбца внешнего ключа:

@JmixEntity
@Table(name = "DEPARTMENT", indexes = {
        @Index(name = "IDX_DEPARTMENT_HR_MANAGER", columnList = "HR_MANAGER_ID")
    },
    // ...

Вы также можете увидеть это на вкладке Indexes.

Создание CRUD-экранов

Давайте создадим CRUD-экраны для сущности Department.

Нажмите ViewsCreate view на панели действий в верхней части дизайнера сущностей:

create screens 1

На первом шаге мастера создания экрана выберите шаблон Entity list and detail views:

screen wizard 1

Нажмите Next.

Примите предложенные значения на первых двух шагах мастера.

На шаге Entity list view fetch plan добавьте атрибут hrManager в фетч-план:

create screens 2

Теперь вы можете быть уверены, что ссылочная сущность User будет загружена вместе с сущностью Department и отображена на экране списка.

Если какой-либо атрибут не выбран в фетч-плане, Studio не создает для него визуальный компонент в генерируемых экранах.

Нажмите кнопку Next.

На следующем шаге Entity detail view plan этот атрибут будет выбран автоматически:

create screens 3

Нажмите кнопку Next.

Оставьте значения по умолчанию на шаге Localizable messages и нажмите Create.

Studio сгенерирует два экрана: Department.list и Department.detail и откроет их исходный код. Закройте пока все вкладки редактора - позже в этой главе вы внесете некоторые изменения в созданные экраны.

Запуск приложения

Нажмите на кнопку Debug (start debugger) на главной панели инструментов.

Перед запуском приложения Studio сгенерирует Liquibase changelog:

run app 1

Как вы можете видеть, changelog содержит команды для создания таблицы DEPARTMENT, уникальное ограничение для столбца NAME и внешнего ключа, а также индекс для столбца HR_MANAGER_ID.

Нажмите на кнопку Save and run.

Студия выполнит changelog, затем соберет и запустит приложение.

Откройте http://localhost:8080 в вашем веб-браузере и войдите в приложение с учетными данными администратора (admin / admin).

Раскройте меню Application и нажмите на подпункт Departments. Вы увидите экран Department.list:

run app 2

Нажмите на кнопку Create. Откроется экран Department.detail:

run app 3

Вы можете выбрать HR-менеджера для отдела, нажав на кнопку с многоточием в поле выбора. Экран списка пользователей откроется в диалоговом окне. Выберите строку в таблице пользователей и прокрутите экран вниз чтобы увидеть кнопку Select:

run app 4

Выберите пользователя и нажмите на кнопку Select. Пользователь отобразится в поле выбора:

run app 5

Нажмите на кнопку OK. Указанный пользователь также будет отображаться в таблице:

run app 6

Имя экземпляра

Вы можете задаться вопросом, почему в поле выбора и таблице отображается строка [admin] для выбранного пользователя?

В Jmix есть понятие имени экземпляра (instance name): понятный пользователю текст, представляющий экземпляр сущности. Он может быть определен для любой сущности с помощью аннотации @InstanceName для поля или метода.

Сущность User, созданная шаблоном проекта, имеет следующий метод, определяющий имя экземпляра:

public class User implements JmixUserDetails, HasTimeZone {
    // ...

    @InstanceName
    @DependsOnProperties({"firstName", "lastName", "username"})
    public String getDisplayName() {
        return String.format("%s %s [%s]", (firstName != null ? firstName : ""),
                (lastName != null ? lastName : ""), username).trim();
    }

Таким образом, когда поля firstName и lastName пусты, имя экземпляра пользователя - это username в квадратных скобках, как это видно в приложении на данный момент.

Дизайнер сущностей Studio автоматически генерирует аннотацию @InstanceName, если он встречает атрибут с соответствующим именем: name, description и так далее. Например, ваша сущность Department имеет @InstanceName в своем атрибуте name:

public class Department {
    // ...

    @InstanceName
    @Column(name = "NAME", nullable = false)
    @NotNull
    private String name;

Таким образом, название отдела будет отображаться в пользовательском интерфейсе, если вы используете отдел в качестве ссылки в другой сущности. Вы увидите это позже в самоучителе.

Дизайнер сущностей также поможет вам определить имя экземпляра вручную. Вы можете выбрать в качестве имени экземпляра какой-либо атрибут или сгенерировать метод, используя поле Instance name и кнопку рядом с ним:

instance name 1

Простая кастомизация UI

Давайте произведем некоторые изменения в пользовательском интефейсе приложения, чтобы ближе познакомится с возможностями Jmix.

Изменение заголовка атрибута

Возможно, вы заметили, что сгенерированный заголовок для атрибута hrManager не совсем корректен: он читается как Hr manager. Давайте изменим его на HR Manager.

Выберите атрибут hrManager в дизайнере сущностей и нажмите на кнопку глобуса (globe) рядом с именем атрибута:

change caption 1

Появится диалоговое окно Localized Message:

change caption 2

Измените текст и нажмите кнопку OK.

Вы можете просмотреть и отредактировать все сообщения вашего проекта, если дважды щелкните элемент User InterfaceMessage Bundle в окне инструментов Jmix. Сообщение, которое вы только что изменили, выделено ниже:

change caption 3

Переключитесь на приложение, запущенное в вашем веб-браузере. Обновите веб-страницу. Вы увидите новый заголовок для атрибута hrManager.

Благодаря технологии Studio Hot deploy вам не нужно перезапускать приложение при внесении изменений в пользовательский интерфейс.

Просто сохраните изменения в IDE (нажав комбинацию клавиш Ctrl/Cmd+S), выждите пару секунд и обновите веб-страницу.

Настройка колонок DataGrid

По умолчанию, колонки таблицы экрана списка зафиксированы: пользователи не могут изменять их порядок и ширину. Давайте сделаем колонки таблицы отделов настраиваемыми.

Найдите department-list-view.xml в окне инструментов Jmix и дважды щелкните по нему. Появится дизайнер экрана:

customize ui 1

В зависимости от разрешения вашего дисплея вам может быть удобно одновременно отображать только редактор XML или панель предварительного просмотра. Используйте кнопки в верхней части панели редактора для переключения режима:

customize ui 2

Найдите departmentsDataGrid в панели иерархии Jmix UI. Компонент будет выбран в панель предварительного просмотра, в редакторе XML и в панели инспектора Jmix UI в правом нижнем углу:

customize ui 3

Отметьте флажок для свойства columnReorderingAll:

customize ui 4

Studio добавит атрибут columnReorderingAllowed="true" XML-элементу dataGrid.

Это работает и в противоположном направлении. Вы можете редактировать XML напрямую и просматривать результаты на панелях дизайнера и предварительного просмотра.

Теперь найдите колонки таблицы в панели иерархии Jmix UI и установите для них свойство resizable:

customize ui 5

Studio добавит соответствующие атрибуты в XML-элементы колонок.

Переключитесь на запущенное приложение и обновите страницу с экраном списка отделов. Наведите указатель мыши на заголовок таблицы и используйте появляющийся разделитель для изменения ширины колонок. Кроме того, вы можете изменять порядок колонок перетаскиванием.

Изменение уникального сообщения о нарушении ограничений

Если вы попытаетесь создать другой отдел с тем же именем, вы увидите сообщение об ошибке нарушения уникального ограничения:

customize ui 8

Сообщение по умолчанию не очень дружественное к пользователю, но вы можете легко изменить его.

Дважды щелкните элемент User InterfaceMessage Bundle в окне инструментов Jmix и добавьте следующую строку:

databaseUniqueConstraintViolation.IDX_DEPARTMENT_UNQ_NAME=A department with the same name already exists

Ключ сообщения должен начинаться с databaseUniqueConstraintViolation. и заканчиваться именем уникального ограничения базы данных. Вы можете заметить, что файл уже содержит аналогичное сообщение для уникального ограничения атрибута username сущности User.

Переключитесь на приложение и протестируйте свои изменения. Теперь в тексте ошибки отображено ваше сообщение:

customize ui 9

Резюме

В этом разделе вы реализовали вторую функцию: управление отделами.

Вы узнали, что:

  • Studio помогает создавать ссылочные атрибуты и генерирует Liquibase changelog с внешним ключом и индексом.

  • Чтобы показать ссылочный атрибут на экране списка или деталей, он должен быть включен в фетч-план экрана.

  • Имя экземпляра используется для отображения ссылки в пользовательском интерфейсе.

  • Компонент выбора сущности (entityPicker) используется по умолчанию для выбора связанной сущности в сгенерированном экране редактирования.

  • Уникальность атрибутов сущностей поддерживается на уровне базы данных путем определения уникальных ограничений.

  • Уникальное сообщение о нарушении ограничений может быть легко кастомизировано.

  • Заголовки и сообщения, сгенерированные Studio, хранятся в пакете сообщений приложения.

  • Механизм Studio hot deploys изменяет экраны и сообщения в запущенном приложение, что избавляет от перезапуска приложения при разработке пользовательского интерфейса. Hot deploy не работает для классов сущностей.