2. Простой CRUD

Давайте начнем с реализации простейшей функции вашего Onboarding приложения: управление шагами (Steps) онбординга.

Шаг онбординга - это действие, которое новый сотрудник должен выполнить в течение определенного периода времени. Приложение сохраняет название действия и его максимальную продолжительность. Пользователь с правами администратора будет управлять списком, создавать новые шаги, редактировать или удалять их с помощью специальных экранов. После создания шаг может быть назначен сотрудникам HR-менеджером.

Функция будет включать в себя следующее:

  • Сущность Шаг (Step).

  • Таблица базы данных для сущности.

  • CRUD-экраны для работы с сущностью.

Создание сущности Step

Сущность имеет всего несколько простых атрибутов:

step diagram

Если ваше приложение запущено, остановите его с помощью кнопки Stop (suspend) на главной панели инструментов.

В окне инструментов Jmix нажмите New (add) → JPA Entity:

create entity 1

Появится диалоговое окно New JPA Entity. Введите Step в поле Class и установите флажок TraitsVersioned:

create entity 2

Нажмите OK.

Студия создаст класс сущности и откроет дизайнер:

create entity 3

Как вы можете видеть, новая сущность имеет два атрибута:

  • id - это идентификатор, необходимый для любой сущности. Он сопоставляется со столбцом ID, который является первичным ключом таблицы базы данных.

  • атрибут version добавляется, потому что вы выбрали черту Versioned для сущности. С помощью этого атрибута фреймворк обеспечивает оптимистичную блокировку экземпляров сущностей. Мы рекомендуем всегда использовать оптимистичную блокировку для сущностей, если только у вас нет веской причины не делать этого.

Давайте добавим атрибут name к сущности.

Нажмите Add (add) на панели Attributes.

Появится диалоговое окно New Attribute. Введите name в поле Name и установите флажок Mandatory:

create entity 4

Взгляните на наиболее важные параметры атрибута:

  • Attribute type - значение DATATYPE означает, что атрибут имеет простой тип, такой как String, Integer и так далее.

  • Type определяет Java-тип атрибута.

  • Length определяет длину столбца базы данных и, в случае строковых атрибутов, максимальное количество символов, которые пользователь может ввести в соответствующее текстовое поле в пользовательском интерфейсе.

  • Если установлен флажок Mandatory, столбец базы данных будет создан с ненулевым ограничением, а в поле пользовательского интерфейса потребуется ввести значение.

  • Column определяет имя для сопоставленного столбца базы данных.

Нажмите кнопку OK. Атрибут name будет добавлен в список атрибутов.

Теперь давайте добавим атрибут duration, который представляет максимальное количество дней для завершения шага.

Нажмите Add (add) на панели Attributes. В диалоговом окне New Attribute введите duration в поле Name, выберите Integer в поле Type и установите флажок Mandatory:

create entity 5

Нажмите кнопку OK. Атрибут duration появится в списке атрибутов.

Наконец, добавьте атрибут sortValue, который будет использоваться для упорядочивания шагов. Выберите Integer в поле Type и установите флажок Mandatory:

create entity 6

Итоговое состояние сущности должно выглядеть следующим образом:

create entity 7

Вы можете использовать кнопки Up (move up) / Down (move down) на панели Attributes, чтобы изменить порядок атрибутов.

Давайте посмотрим на результирующий класс сущности, созданный дизайнером. Перейдите на вкладку Text в нижней части дизайнера:

create entity 8

Если у вас есть опыт работы с JPA, вы увидите знакомые аннотации: @Entity, @Table, @Column и так далее. Есть также несколько аннотаций, специфичных для Jmix. Наиболее важным из них является @JmixEntity в заголовке класса. В общем, любой POJO может быть сущностью в Jmix, если он помечен @JmixEntity.

Класс сущности можно редактировать вручную. Когда вы вернетесь на вкладку Designer, в нем будут отражены изменения. Например, если вы удалите nullable = false и @NotNull из атрибута, дизайнер снимет для него флажок Mandatory.

Создание CRUD-экранов

Когда класс сущности будет готов, вы можете сгенерировать для него CRUD-экраны.

На панели действий в верхней части дизайнера сущностей выберите ScreensCreate screen:

create screens 1

На первом шаге мастера создания экранов выберите шаблон Entity browser and editor screen:

screen wizard 1

В Jmix "browser" означает экран, отображающий список сущностей, "editor" означает экран для редактирования одной сущности.

Нажмите кнопку Next.

На втором шаге мастер позволяет вам выбрать Java-пакет и имена для сгенерированных экранов:

create screens 3

Примите предложенные значения и нажмите кнопку Next.

На следующем шаге вы можете задать некоторые параметры для экранов:

create screens 4

Все эти параметры могут быть изменены позже на созданных экранах, поэтому просто примите предложенные значения и нажмите Next.

На следующем шаге мастер позволяет вам настроить фетч-план для экрана браузера:

create screens 5
Коротко говоря, фетч-план (план выборки) определяет, какие атрибуты и связанные сущности должны быть загружены для экрана.

Сущность Step очень проста, поэтому нет необходимости настраивать для нее фетч-план. Мы подробнее рассмотрим фетч-планы позже, когда будем иметь дело с более сложными сущностями и экранами.

Нажмите кнопку Next.

Теперь мастер позволяет вам настроить фетч-план для экрана редактора:

create screens 6

Опять же, нет смысла менять предложенный фетч-план - он просто включает в себя все атрибуты.

Нажмите кнопку Next.

На заключительном шаге мастера он позволяет вам устанавливать заголовки экранов:

create screens 7

Примите предложенные значения и нажмите кнопку Create.

Studio сгенерирует два экрана: Step.browse и Step.edit и откроет их исходный код.

Каждый экран состоит из двух частей: дескриптора и контроллера. Дескриптор - это XML-файл, определяющий компоненты экрана и их расположение. Контроллер - это класс Java, который может содержать обработчики событий и другую логику.

XML-дескриптор сгенерированного экрана Step.browse будет отображаться в конструкторе экрана Studio:

create screens 8

Запуск приложения

После создания сущности и CRUD-экранов для нее вы можете запустить приложение, чтобы увидеть новую функциональность в действии.

Нажмите на кнопку Debug (start debugger) на главной панели инструментов, как вы делали в предыдущем разделе.

Перед запуском приложения Studio проверяет разницу между моделью данных проекта и схемой базы данных. Как только вы создадите новую сущность, Studio сгенерирует Liquibase changelog для соответствующих изменений в базе данных (создание таблицы STEP):

run app 1

Нажмите на кнопку Save and run.

Studio выполнит changelog для вашей базы данных:

run app 2

После этого Studio создаст и запустит приложение:

run app 3

После старта сервера откройте http://localhost:8080 в вашем веб-браузере и войдите в приложение с учетными данными администратора: имя пользователя - admin, пароль - admin.

Раскройте меню Application и нажмите на подпункт Steps. Вы увидите экран Step.browse:

run app 4

Нажмите на кнопку Create. Откроется экран Step.edit:

run app 5

Используя экраны браузера и редактора, создайте несколько шагов онбординга со следующими параметрами:

Name Duration Sort value

Safety briefing

1

10

Fill in profile

1

20

Check all functions

2

30

Information security training

3

40

Internal procedures studying

5

50

Резюме

В этом разделе вы создали самую простую функциональность приложения: управление шагами онбординга.

Вы узнали, что:

  • В Studio есть визуальный конструктор для создания и редактирования классов сущностей и атрибутов.

  • Оптимистичная блокировка рекомендуется для большинства сущностей. Она используется, если вы выбираете для сущности черту Versioned.

  • Studio может создавать CRUD-экраны для сущности с помощью шаблонов.

  • В главное меню приложения добавлен экран просмотра.

  • Перед запуском приложения Studio сравнивает модель данных и схему базы данных. Если есть разница, она генерирует и исполняет Liquibase changelog.